?

Log in

No account? Create an account

vile_gnus


Паталагичиский падонак


Previous Entry Share Next Entry
Why Lefty?
vile_gnus
Хотите, чтобы на ваш велосипед оборачивался каждый второй?
Купите Lefty!
Хотите, чтобы каждый день у вас спрашивали “а как ездить без рук?”
Купите Lefty!
Хотите регулярно напоминать, что даже у БЕЛАЗ-а колесо крепится на консоли?
Опять же, купите Lefty!
Я же хотел аргументированно срать на форумах и вот, что из этого вышло:



Лефти - вилка интересная, я бы даже сказал, необычная. Она радикально отличается от всего, что можно встретить в велоиндустрии и, учитывая мою тягу к просветлению, было бы странно не попробовать ее в деле. Тем более, так приятно аргументированно написать что-то в роде “Слушал я вашего Паваротти, хрипит и картавит, как черт”. Более того, трижды разобрав ее до последнего болтика я могу позволить себе некоторые выводы, которыми с удовольствием поделюсь чуть дальше.

Итак, качественные отличия Lefty от обычных вилок, которые собственно и породили интерес к ней:
  • Она перевернутая, грубо говоря, штанина вилки фиксируется коронами, в нее снизу вставляется нога, в то время как у большинства вилок штанины находятся в нижней части, представляя собой неподрессоренную массу
  • она использует трение качения вместо трения скольжения в работе, т.е. группы подшипников, которые катаются по направляющим вместо ног, которые скользят в т.н. бушингах
  • Колесо, которое крепится на консоль,а не на сквозную ось / эксцентрик

Кроме того, есть отличия количественные:
  • достаточно низкий вес по сравнению с “аналогами”
  • вроде как, более высокая торсионная жесткость.
  • количество ног ))
  • условная несовместимость с рамами кроме кадейла
Все перечисленное выше - не новость для тех, кто читает околовелосипедные интернеты, но как это работает in the real life?

Как уже было сказано выше, Lefty была куплена скорее из интереса типа “как это” + за относительно малый вес и при первом же выезде было отмечено несколько особенностей, для начала положительных:
  • Рулежка с лефти происходит субъективно увереннее, чем с обычной вилкой, (старенький Fox к примеру). Куда колесо повернул, туда оно и едет, со всем предыдущими вилками это ощущалось иначе
  • Сглатывает она так, что любая звезда немецких фильмов про любовь покрылась бы красными прыщами от стыда и зависти
  • Не тупит в поворотах и при торможении и это реально чувствуется, можно тормозить на спуске и при этом вилка работает точно так же, никакого тупежа
К отрицательным сходу можно отнести:
  • Демпфер раскачки, а, вернее, его полное отсутствие. Человеку, привыкшему к Brain/Terralogic это, как серпом по яйцам. Вилка либо залочена намертво, либо качается без какой-либо меры.
  • Некоторая геморность с заменой переднего колеса, если делать все самому, выходит 2-3 минуты, против 10-15 секунд на замену обычного колеса. К гонке это может быть критично.
Попробую немного соотнести конструкционные особенности и особенности поведения в работе, так сказать разобраться что из чего следует.

Одноногость и все, к ней прямо относящееся

Lefty - в каком-то приближении можно назвать половинкой двухкоронки, известно, что подавляющее большинство мотоциклетных вилок и вилок для авантюрных видов катания, критичных к жесткости конструкции - изделия с двумя коронами именно для того, чтобы обеспечить достаточную жесткость на изгиб.

Весу в ней тоже примерно, как у половины двухкоронки. Самые легкие Lefty, которые встречаются в природе, весят чуть более 1150 грамм. Это не совсем честный вес, который не включает вес “бампера”- резинки, которая предохраняет раму от проламывания ногой вилки при падении и, что более важно, шток вилки, который может либо быть интегрирован с выносом либо продаваться отдельно, т.е. более честно было бы указывать вес в 1250 грамм для самой легкой вилки с очень легким карбоновым штоком и бампером. Лично моя Lefty Speed Carbon DLR SL весит примерно 1350 грамм с самопальным алюминиевым штоком под tapered рулевую. Этот вес, кстати, по прежнему более, чем хорош для велосипедной вилки. Кроме того, для Lefty не нужен передний эксцентрик, так как ось, на которую крепится колесо является неотъемлемой частью вилки



Колесо надевается на типа коническую часть вилки и притягивается болтом, при этом необходимо снять передний тормоз (есть необоснованно дорогие втулки с эксцентриком, но по ним статистики пока не видно). На первый взгляд конструкция стремная, но сама консоль реально толстая, раа в 4 тлще обычного эксцентрика и вопросов по надежности не вызывает + как я писал выше, даже у грузовиков и самолетов колеса крепятся аналогично. По сути обычные двуногие вилки - прерогатива велосипедов и мотоциклов. И то не всех, и, по большей части, для велосипедов это - вопрос традиции.

Интересное следствие того, что Lefty не имеет второй ноги - возможность поменять камеру или покрышку, не снимая колеса. А вот с перевозкой в поездах или быстрой заменой колеса на гонке - засада. Тут приходится повозиться несколько минут, посмотрим, насколько это будет критично во всяких поездатых разъездах. Ну и, если быть совсем откровенным, попытки поставить бескамерку не снимая переднего колеса привели к тому, что через пару минут я плюнул и снял его. Так - гораздо удобнее.

Запредельная плюшевость и роликовые подшипники

На тему игольчатых подшипников исписаты миллионы интернетов, в том числе и абсолютно неграмотные выводы типа “обычные вилки гораздо менее жесткие, чем лефти из-за того, что в них ноги опираются на резиновые сальники”. Невозможно не признать простой технический факт: трение качения на порядки меньше трения скольжения и тем больше эта разница, чем больше изношены поверхности.

Т.е. сама по себе идея состоит в том, что между ногой вилки и ее штанами установлены кассеты так называемых игольчатых подшипников (которые на самом деле являются цилиндрическими с диаметром около 2мм), которые катаются по направляющим. Таких кассет - 4 штуки и всего в них - 88 подшипников. В теории, если бы убрать трение в демпфере и в воздушной камере, то нога вилки двигалась бы в штанине вообще без усилия. Отчасти это мы это и имеем: в ухоженных или новых Lefty движение начинается от малейшего усилия нажатия.

В итоге это приводит в принципиально новому уровню плюшевости: вилка отрабатывает малейшие неровности гораздо лучше любой ребы или фокса. Это не реклама, это - медицинский факт и за это Lefty (и Fatty за компанию) можно любить вечно.

Самое сильное впечатление от использования одноногой вилки - это то, как она работает при силовом педалировании на крупной щебенке или подобной рабитой поверхности. Велосипед едет, как по рельсам, такое впечатление, что переднее колесо просто прилипает к поверхности идеально облизывая все неровности. Вот это - то, что действительно впечатляет.

Кроме того, на этом видео хорошо видно, что Lefty не теряет плюшевость при скручивающих и изгибающих нагрузках: в поворотах и при торможении на спуске вилка точно так же отрабатывает неровности как и при обычной езде по ровному в то время, как обычные вилки, особенно изношенные в таких условиях начинают тупить и это тоже сильно ощущается.

А вот тут то и порылась гадость: мегаплюшевость вилки при отсутствии демпфера раскачки приводит к чему? Правильно, к раскачке. И раскачке сильной. Фактически при переходе с Futureshock нужно переучиваться ездить стоя, либо лочить вилку.

Локаут

Кстати, о локауте: локаут у Lefty и Fatty работает намертво, такое впечатление, что стоит ригидная вилка, ни миллиметра хода. Это - хорошо при езде по асфальту, особенно в апхил, но на грунте, для которого эта вилка собственно и нужна, отсутстсвие сега приводит к ряду проблем. Все кто понял жизнь, знают, что аммортизированная вилка лучше для езды в техничные апхилы, чем жесткая. Таким образом, по сути, единственный доступный в КК режим работы Lefty - это полный плюш и это явно подойдет не всем, нужно пробовать.

Ах, да, как же можно было забыть: при видимом разнообразии картриджей для Lefty отличаются они по сути местом, куда нажать, чтобы включить-выключить локаут. Т.е. из настроек только давление, отскок и локаут. Все: никакого порога пробоя, регулировки низкоскоростной компрессии и т.п. нет и в помине на современных вилках. Впрочем, в продаже можно найти Lefty с платформенными картриджами RLC, Terralogic и SPV прошлых годов. Возможно, это станет решением для кого-то.

Ресет

Миграция подшипников и необходимый время от времени ресет - плата за мегаплюшевость. Суть проблемы в том, что кассеты с подшипниками не закреплены жестко и теоретически могут мигрировать вверх или вниз. Собственно, чем и занимаются.


Регулярно, по инструкции раз в 25 часов езды нужно снимать крышку вилки и дергать ее за ногу. Ничего сложного в этом нет, минимум инструментов, 5 минут времени и минимально прямые руки - гарантия успеха. Если ресет не делать, уменьшается ход вилки и увеличивается вероятность преждевременного ее износа и появления люфта. Кроме того, новое поколение Lefty с 2013 года избавлено от этой проблемы.

В плоскости износостойкости лежит еще одна особенность Lefty, носящая чисто сервисное значение: сменные направляющие, по которым катаются подшипники. Сами направляющие представляют из себя металлические пластины определенной толщины (внутренние еще и уникально подбираются под каждую Lefty, если надумаете разбирать вилку, на эту тему есть много технической информации). Так вот, эти пластины доступны в продаже и в принципе относительно не сложно меняются, после чего вилка работает, как новая. Цена вопроса - 100 баксов + 30 минут работы. Относительно дорого, но на фоне стоимости вилки и необходимости делать это не чаще, чем раз в примерно 5 лет - вполне адекватно.

Вообще, после нескольких разборок лефти я пришел к выводу, что эта вилка тупо вечная, для нее доступны все расходники и запчасти, кроме, кажется, самой штанины с хомутами. Все, что в ней может поломаться/износиться, я уверенно могу обслужить или заменить сам с минимумом инструмента, который можно заказать или купить.

Те, кто дочитали до этого места, наверняка задали бы мне два самых важных вопрос: “Нравится ли мне лефти?” и “Рекомендовал бы я ее другим?”
Ответ на оба вопроса неоднозначен, могу точно сказать, что:
  • на спусках и очень разбитых поверхностях Lefty работает однозначно лучше любой другой вилки с подобным ходом, которую я пробовал (разные Rock Shox, Fox и FutureShock
  • она легче практически любой аналогичной по ходу вилки, особенно впечатляет вес в 1240 грамм для вилок с ходом 140мм
Не могу рекомендовать ее тем, кто:
  • боится сделать своими руками что-то большее, чем поменять камеру и принципиально не обслуживает сложные механизмы
  • тем, кто любит валить на ногах, но при этом не умеет или не хочет лочить/разлочивать вилку вовремя
  • тем у кого уже есть большой парк велосипедов и колес под обычные двуногие вилки

И последнее, что так и не придумал, куда засунуть. Одна и та же вилка Lefty может спокойно работать как с 26, так и с 29-и колесами, конвертирование делается достаточно просто в домашних условиях путем ограничения хода вилки и уменьшения объема воздушной камеры. Лично для меня эта фича - возможность более безболезненно в обозримом будущем перейти с 26 на 29 или вообще на 27.5

Что же касается стоимости, то Lefty - дорогие вилки, у Cannondale нет доступных моделей, как, скажем у RockShox или Manitou. Стоимость новой карбоновой в штатах начинается от 1200 уе и выше, б.у. если не убитая в хлам, все равно не ниже 500, т.е. в разы больше Reba, к примеру. И это - плата за те преимущества, о которых говорилось выше. Бесплатного сыра не бывает, но те, кто полюбил Camambert, не особо жалуют сырок “Дружба”.

Всем - удачи!

  • 1
Гарно описав. Навіть культурно :)

Десь такої ж думки, що вилка звичайно оригінальна і прикольна, але дорога у володінні і складніше обслуговувати. Відсутність нормального демпфера стискання - тупо мрак, може колись через пару років вони таки випустять норм.демпфери...

Про вічність вилки... Загалом у класичної двуногої те саме - вона майже вічна. Тобто умирає коли убиваються ноги вилки (у лефті ж там змінні доріжки), все решта міняється. Хоча ноги теж міняються в деяких вилках, і до багатьох можна купити окремо ноги+корона+шток, але ціна - половина вартості нової вилки мінімум.
Просто думати про "вічність" імхо можуть тільки спортсмени які убивають її на постійних грязевих змаганнях-тренуваннях і тому живе вона тільки пару років. У неспортсмена вона буде вічною при норм.обслуговуванні. Швидше захочеться "чогось нового" або придумають новий стандарт або ще 100 причин для заміни вилки перш ніж вона здохне.

ну с демпферами - да, печалька. собственно это единственное, что останавливает меня от того, чтобы назвать лефти идеальной вилкой.

вообще нужно качественно разобраться возможно в нее таки реально вставить брейн и тогда заживем!!!

Трубу лефти тоже можно купить. Там просто нюанс - труба - это и есть вилка. Номер - на ней, поэтому продается она не в запчастях, а вот mendoncyclesmith с mtbr или другой сервисник может продать и трубу. Я чуть было не купил.
Тот плюш, что ты описываешь - опять таки зависит от демпфера (какой это?). спв не позволяет настолько обрабатывать мелочь.

Вооот!
А спв регулируется клапаном. Именно платформа. Но там такое регулирование... буквально пара пси - и поведение вилки на мелочи радикально меняется. Это жутко неудобно. Плюс, если в клапан вдуть нижний порог нормы - вилка качается даже при обычном педалировании по горизонтали. А чуть больше вдуваешь - на мелочи тупит. Но раскачку можно убрать ваще. То есть, теоретически, можно подстраивать под условия. Насосом.

херассе, Юра, ты в топе укржэжэ.
сновымгодам, да.

я бы вдул прокатился


А что с ушами для тормоза? что за прорези к отверстиям?

это тяжкое наследие прошлого

типа чтобы "быстро" снять колесо, не снимая полностью тормоз.
болты ослабляются (но не выкручиваются совсем) и тормоз снимается.
раньше было очень актуально для тормозов с IS-креплением, без адаптера напрямую, т.к. там положение относительно диска выставлялось подкладыванием тоненьких шайбочек (по 0,5 и 0,1 мм)

Edited at 2013-01-10 11:01 pm (UTC)

ну на самом деле ничего трагичного. прото колесо ж нужно как-то симать, вот и есть эти прорези, открутил, снял тормоз, поставил колесо, прикрутил тормоз, настройка калипер относительно ротора при этом не сбивается, проверено

настройка калипер относительно ротора при этом не сбивается, проверено

так проблем з IS-кріпленням на PM-гальмах взагалі немає в плані збивання позиції каліпера відносно ротора.
Глянув по сайтам, вони і зараз випускають з таким IS-кріпленням, так як, видно, ж у них виходу немає. Зроби вони PM-кріплення і у всіх буде вагон пробем зі зняттям колеса, так як треба переналаштовувати позицію каліпера.

Лефти давняя мечта. Рано или позно я ее заведу. Да да.

мені от що цікаво, корони то жорстко закріплені на корпусі вилки, як при цьому затягується рульова,щоб люфта не було?

чуваг, ты ле? Тоже велодрочишь?

В две руки, между прочим %)

как по мне, то хоть вприсядку... я, честно говоря, подумал, что мы с тобой вместе учились, но потом понял, что с другим тебя спутал, так что не серчай.

ЗЫ: хотя рожа твоя очень знакома.

Память тебя не подводит.
Вместе мы не учились, но участвовали в одних олимпиадах по химии, ты, насколько мне помнится был от Закарпатья, а я из УФМЛ ;)

СПасибо, с удовольствием прочитал. Всегда было интересно как оно устроено, но ни у кого из знакомых нет, а читать англоязычные пояснялки было лень.

Noname

(Anonymous)
Трение в подшипниках интересно бы узнать (при снятой верхней крышке).
Не мерял?

не мерял, но оно присутствует.

правда по сравнению с вилками с бушингами - не присутствует )

Не підкажеш де краще зробити ТО. Купував БУ, хочу щоб подивились що там всередині та ресет разом зробили. Дякую.

в каком городе?

Україна, місто де над адміністраціями немає російського прапора.

Тепеpь вы будeте знaть вcё. И уметь!

(Anonymous)
Повcедневная жизнь ставит перeд нами такие задачки, решaть кoторые не учат ни в какoй школе. Множествo куpcов дoступны только в больших гоpодаx и платить за них приxодится немaло. Tепepь не нужнo тpатить вpемя и деньги, мoжно получить всё и cрaзу, причём aбcолютно бесплатнo. Школьные уpооки, секpеты кpасоты и народныe peцепты, видеокуpсы для дoмашнегo мaстера, пчеловoда, фотогpафа, кулинара и т.д. Всё, нa что xвaтит вашей фантазии, coбрано в oдном месте. Учиться – проcто, интеpeccно и кpуто. Bидеоуроки нa всe случаи жизни: удиви друзей – cтань умнее!

[url=http://mirurokov.net/939-kak-chitat-elektricheskie-shemy-video-urok.html]как научится читать электрические схемы видео[/url]

  • 1